Toyota RAV4

Toyota RAV4 — компактный полноприводный автомобиль.

Запущен в производство в Японии в 1994 году, для удовлетворения потребительского спроса, тех, кто хотел иметь машину, сочетающую в себе и преимущества внедорожников,

такие как полный привод и повышенная грузоподъёмность, и преимущества малых седанов, такие как манёвренность и небольшой расход топлива.

Факты

Проведена традиционная весенняя генеральная чистка белорусской столицы, в том числе и от автомобильного хлама. Так, Alfa Romeo 1999 года стоимостью $13 000 обойдется в $17 936 (с учетом расходов на кредит), а автомобиль 2002 года за $17 000 в конечном итоге будет стоить $19 204.

Toyota RAV4 - Subaru Forester среди своих лучшие

Главное - практичность!

Конечно, оба кроссовера создавались в первую очередь для хороших дорог. Но длинноходные и энергоемкие подвески RAV4 и Forester позволяют не бояться дефектов дорожного полотна, а увеличенный дорожный просвет, постоянный полный привод и наличие межосевой блокировки, пусть и в виде вискомуфты, вполне достаточны для движения по легкому бездорожью. Разумеется, серьезные внедорожные подвиги не для этих автомобилей. Но как часто владельцы большинства RAV4 и Forester вообще съезжают с асфальта?

Багажник RAV4 - как у "взрослых" внедорожников: дверь навешена на боковых петлях, сиденья сначала складываются, потом откидываются вперед

С ролью универсальных транспортных средств обе модели справляются неплохо. Во-первых, более-менее разумный компромисс между управляемостью и проходимостью. Во-вторых, при компактных габаритах - достаточно просторные салоны. При этом Toyota растет ввысь, а Subaru - в длину и, как и Forester первого поколения, больше похож на приподнятый над дорогой универсал, нежели внедорожник.

Чем автомобили заметно между собой отличаются, так это конструкцией задней части кузова и реализацией трансформации багажника. Так, подъемная дверь багажника Forester - как у большинства легковых универсалов, в то время как RAV4 имеет открываемую "калитку" с навешенной на нее "запаской" (при этом заметим, что расположенные справа петли далеко не лучшее решение для дорог с правосторонним движением).

Чтобы увеличить багажник в Subaru, достаточно сложить спинку заднего дивана. В Toyota этого будет мало: придется еще откидывать вперед сами сиденья, как это принято в некоторых компактвэнах. Зато задние пассажиры в RAV4 могут отрегулировать половинки дивана как в продольном направлении, так и по углу наклона спинки - мелочь, а приятно.

Багажник у Forester относительно небольшой, но удобной формы и легко трансформируемый

Благодаря всем этим мелочам Toyota оказывается чуть практичнее Subaru. Но вряд ли этого будет достаточно, чтобы повлиять на конечный выбор покупателя.

Задние сиденья - с индивидуальными регулировками

Forester создан на платформе Impreza, поэтому места для задних пассажиров не намного больше, чем в легковом универсале (поправка на более вертикальную посадку и более высокий салон)

Как ездит?

А ведь ничего машинка-то! Всю жизнь мне казалось, что RAV4 - это "паркетный" аналог Yaris, бесполезный женский аксессуар, главное в котором - внешность, а не характеристики. Ан нет...

На "механике" это совершенно другой автомобиль! Нет заунывного звука мотора, тягучего разгона, медлительности на старте и при обгонах. Зато есть плотная подвеска, мощный мотор и вполне достойная управляемость. Обзорность, посадка - мне нравится решительно все. Кроме "жирного" жесткого пластика и зудящего звука мотора. Но это мелочи, а в целом очень достойный вариант!

Бокс и тоннель - "против" среднего пассажира

Про Subaru Forester конкретно в этой версии можно сказать одним словом - "мотор". Первая, "газ" в полу, бросаем сцепление - и через секунду становится понятно, зачем нужно покупать такую машину. Вы платите почти двойную цену за эти 6-7 секунд, за которые машина разгоняется до 100 км/ч. Сцепление, вторая - и становится понятно, почему обычному человеку такая машина не нужна. Потому что на Forester Turbo в булочную не ездят, а значит, и ходовая часть уже "поджила". Поэтому, если просто ездить - берите RAV4, а вот если носиться с заносами и скольжениями - берите Forester. Только обязательно с турбиной. Потому что без турбины это совсем другая машина.

Павел КОЗЛОВСКИЙ, тест-редактор.

Если бы не высокая посадка, интерьер можно было бы назвать легковым

Типичный интерьер Toyota: не очень "дорого", но весьма качественно

Рассуждая об эксплуатации

Лукавить не буду. Довелось бы выбирать себе паркетник, Forester в качестве кандидата на покупку рассматривал бы в последнюю очередь. И не потому, что он менее надежен, - по надежности на нынешнем тесте модели Toyota встретился достойный соперник. Просто непонятен мне Forester именно в качестве джипа, пусть и паркетного. Зачем ему такой передний свес? Чтобы не совать "нос", куда, как глаголет одна народная мудрость, собака свой не совала? То ли дело RAV4: и выглядит ладно, и с геометрической проходимостью порядок.

Впрочем, хорошими вездеходами не являются оба рассматриваемых автомобиля, и чем меньше им придется ездить там, где закончился асфальт, тем для них же лучше. Поэтому, если углы въезда на препятствие и съезда окажутся редко востребованными, а "оппозиты", симметричный AWD, двери без рамок для окон, раллийный ореол, Петтер Солберг и все такое греют душу, берите Forester и вряд ли пожалеете.

Вот только выбор должен быть правильным. Побывавшая у нас версия, на мой взгляд, не самая лучшая. Во-первых, до бензина охоча - в городе только успевай бак заправлять. Во-вторых, отзываются о двигателе 2,5 л с наддувом не столь одобрительно, как об атмосферном моторе 2,0 л. Причины нелестных отзывов - склонность к перегреву, необходимость сократить периодичность "масляного" обслуживания до 5-7 тыс. км, риск преждевременного отказа турбины и течей по прокладкам головок. Не готовы поставить это на кон ради "реактивного" ускорения - ищите версию с 2-литровым "атмосферником", и будет вам счастье.

Передняя подвеска Forester однорычажная. Сравнительно слабы только стойки и втулки стабилизатора

Задняя подвеска Forester многорычажная. Амортизаторы могут быть с подкачкой - в замене недешевы

Правда, и за него придется заплатить стоимостью обслуживания, которое в случае оппозитных моторов Subaru отличается и трудоемкостью, и ценой запчастей, например для ременного привода ГРМ. Двигатели RAV4 в этом плане выглядят выигрышнее. В бензиновых и вовсе используется цепной привод ГРМ, цепь способна продержаться до 200 тыс. км без замены, а зубчатый ремень имеется только у дизеля, однако и здесь комплект для обслуживания привода ГРМ обходится дешевле, чем подобный комплект запчастей для Forester. И жаль, что у моторов RAV4 без минусов тоже не обошлось.

Присутствие дизеля в силовой гамме, чем похвастать Forester, увы, не может, - это хорошо. Но оснащение дизеля топливной аппаратурой Denso - это плохо: в случае проблем предвидятся трудности с их решением, связанные с неважным развитием сервиса Denso у нас. Второй негативный момент - бензиновые двигатели RAV4 непригодны для расточки и гильзования, их капремонт подразумевает замену блока цилиндров в сборе, что весьма дорого.

Бензиновые двигатели RAV4 с цепным приводом ГРМ

В остальном обе модели одинаково хороши. По электрооборудованию проблем немного, или, говоря иначе, намного меньше, чем у иных автомобилей других марок. С кузовами, если машина не была битой и если ее еще и дополнительно обработать, коррозийные вопросы маловероятны. Механические коробки передач надежны вполне, а с "автоматами", как обычно в случае подержанных автомобилей, надо держать ухо востро - их ресурс ограничен, поэтому для покупки рекомендуются только машины с прозрачной историей, чтобы пробег был не больше 200 тыс. км. Неприятности с полным приводом не ожидаются, если, конечно, владелец будет правильно машиной пользоваться. Для этого не нужно регулярно использовать Forester и RAV4 на бездорожье - они для этого не предназначены: продолжительное движение в условиях, когда колеса пробуксовывают, способствует перегреву вискомуфт и многодисковых муфт, которыми в зависимости от года выпуска могут быть оснащены рассматриваемые модели. Колеса должны быть одинаковой размерности и степени износа, иначе они будут вращаться с разной скоростью, а для тех же вискомуфт это будет означать, будто колеса пробуксовывают.

Ходимость деталей подвески и рулевого управления образцовая - всем бы машинам такую. Втулки и стойки стабилизаторов могут нуждаться в замене через 40-60 тыс. км, амортизаторы способны требовать замены после 80 тыс. км, но все остальное выдерживает от 100 тыс. км и больше.

Передняя подвеска RAV4 однорычажная. Чаще всего о себе напоминают стойки и втулки стабилизатора

Задняя подвеска RAV4 многорычажная. Нижний поперечный рычаг расположен неудачно - если "постараться", на бездорожье его можно согнуть

О топливе

Если топливная экономичность - в числе приоритетных качеств, то Forester вряд ли получит высокую оценку. Во-первых, нет дизельных версий, во-вторых, турбированные Subaru в городском цикле потребляют 14-17 л/100 км, причем "не ниже" 95-го бензина... Остаются лишь атмосферные моторы, но и они не отличаются особой экономичностью, зато отлично "переваривают" 92-й. Так что с точки зрения экономичности RAV4 выглядит чуть интереснее: и дизельная версия есть, и среди бензиновых моторов можно найти вариант с умеренным "аппетитом".

Ценообразование

Forester, выпущенные до рестайлинга (2002-2005 г.в.), предлагаются по цене 10.000-16.000 долларов, за более свежие экземпляры (2005-2008 г.в.) просят от 15.000 до 25.000 долларов. Что касается Toyota RAV4, то цены на автомобили колеблются в пределах 12.000-20.000 долларов, хотя встречаются как более дешевые, так и более дорогие предложения. Общее для обеих машин - много "американцев", а также автомобилей, расположенных на европейских площадках или находящихся на пути из США.

Историческая справка

Второе поколение Subaru Forester было представлено общественности весной 2002 года. В целом сохранив стилистику предшественника, новый кроссовер получил более легкий и прочный кузов с измененной силовой структурой. Для европейского рынка был предусмотрен 2,0-литровый атмосферный мотор мощностью 125 л.с., для американского - 2,5-литровый мощностью 165 л.с. (другие версии: 156 и 175 л.с.). Турбоверсия с 2,0-литровым двигателем развивала 177 л.с., впрочем, для японского рынка были припасены более мощные модификации (240-265 л.с.), да и "атмосферная" версия двухлитровика развивала 140 л.с.

В 2005-м последовал серьезный рестайлинг, но кроме него программа модернизации коснулась и моторов. Так, обновленные двигатели получили по два распредвала в головке блока, а также систему регулировки фаз на впуске, благодаря чему базовый для Европы 2,0-литровый мотор стал развивать 158 л.с. Второе изменение касалось турбоверсий: на смену 2,0-литровым моторам пришли 2,5-литровые. Для европейского рынка - мощностью 210 и 230 л.с., для японского - 265 л.с. Смена поколений произошла в 2008 году, когда на сцену вышел Forester третьей генерации.

Историческая справка